Сеть пансионатов для пожилых людей

8 (495) 505-32-13Круглосуточно

Обратный звонок

Забота о пожилых людях в России и за рубежом

Забота о пожилых людях в России и за рубежом
Насколько необходимой считалась забота о пожилых людях в разных эпохах? Какие виды помощи пожилым людям оказывались в разные периоды развития Российского государства? Как заботятся о пожилых людях в России и за рубежом? Какую помощь оказывают пожилым людям в домах престарелых?

Из этой статьи вы узнаете:

  • Насколько необходимой считалась забота о пожилых людях в разных эпохах
  • Какие виды помощи пожилым людям оказывались в разные периоды развития Российского государства
  • Как заботятся о пожилых людях в России и за рубежом
  • Какую помощь оказывают пожилым людям в домах престарелых

Первое октября – это международный день пожилых людей. Мы проводим его со своими родителями, бабушками и дедушками, поздравляем их, проявляем заботу, выражаем свою любовь. В этом празднике много доброты и света. Он придуман, чтобы обратить внимание общества на то, как важно заботиться о старшем поколении, помогать решать их проблемы и удовлетворять потребности, а также помнить об их вкладе в развитие общества и ценить его. Кроме того, следует проявлять заботу о пожилых людях на дороге и в транспорте.

Чтобы пожилые люди не чувствовали себя одинокими и беспомощными, разработан социальный проект «Забота о пожилых людях».

Эволюция вопроса заботы о пожилых людях

Человек стареет не только биологически. С возрастом ему становится все тяжелее быть социально активным гражданином. Большое значение приобретают внешние условия жизни, хорошее отношение, внимание и забота со стороны других людей.

Когда цивилизация еще только зарождалась, в варварских племенах к людям преклонного возраста относились с пренебрежением и даже враждебно. Это была концепция геронтофобии. Часто многие народы в древности даже убивали тех, кто дожил до старости и был обессилен.

Старики, которым из-за болезней становилось трудно вести кочевой образ жизни, часто меняя локацию вместе с общиной в поиске добычи, были ей не нужны, поскольку оказывались обузой в постоянных быстрых переходах вместе со стадом. Каждый член общины должен был быть ловким и сильным, чтобы выжить. Поэтому ни о какой заботе о пожилых людях не шло и речи.

От старых и больных соплеменников избавлялись, убивая либо оставляя одних умирать. Таким образом снимали с себя тяжелое бремя заботы и ухода за ними и освобождали их самих от долгих мук.

У древних славян был целый ритуал умерщвления стариков и больных людей. Он сложился на основании их мировоззренческих взглядов.

Постепенно общество развивалось. Лишь спустя много веков люди стали ценить жизненный опыт пожилых людей и обращаться к ним за советом. В очень многих цивилизациях бразды правления оказались в руках именно старейшин общества. Они стали элитой и имели огромное влияние. Их почитали.

На смену принципам геронтофобии, свойственным варварским племенам, пришло уважение и почтительное отношение к старшему поколению.

Древние люди считали, что умершие предки являются их покровителями. Со временем пришло понимание, что жизненный опыт стариков гораздо ценнее такого покровительства. Что невозможно построить благополучное общество, не обращаясь к опыту и мудрости пожилых людей. Возник культ умудренной старости.

Впоследствии он исчез. К пожилым людям просто стали относиться гуманно, проявлять заботу о них. Восприятие старшего поколения трансформировалось в соответствии с развитием культуры народов, социальной и моральной составляющей их жизни.

Решение вопроса заботы о пожилых людях осуществлялось в основном в рамках семьи, сельской общины и цеховых организаций.

В средние века отношение к старикам могло быть разным. Оно зависело от того, к какому классу общества принадлежал человек.

Пожилые выходцы из дворянства, высшего духовенства, а также аристократы оказывались на попечении членов их семей. Такие старики более других были окружены заботой и вниманием, чувствовали себя под защитой.

Социальную защищенность старцев обеспечивали монастыри. Уход за престарелыми людьми осуществляли монахи и монахини во многих монастырях по всему миру, исполняя таким образом послушание.

Крестьяне, бывшие довольно многочисленным сословием, сами проявляли заботу о пожилых членах своих семей.

Роль государства в вопросах заботы о пожилых людях

Забота о пожилых людях

В средние века государство не проявляло заботу о престарелых: им не помогали, и они не были социально защищены. То, как они проведут свою старость, зависело от их происхождения (к какому классу, сословию они принадлежали).

Тем не менее государство развивалось и со временем взяло на себя заботу о пожилых людях. В социальные программы помощи уже не способных к труду граждан были включены как прямые, так и косвенные способы поддержки. Существовали различные льготы: стариков освобождали от уплаты налогов и различных сборов.

Еще до нашей эры в одной из первых цивилизаций Шумер (в Южной Месопотамии, ныне это территория Ирака) практиковали организацию масштабных общественных работ на «социалистических» началах. Занимались этим хозяйства при храмах. Они же и лечили стариков и бедных людей.

Проявляли заботу о престарелых членах общества и в XI–XVI вв. в Империи инков. Это было раннеклассовое государство в Южной Америке. По достижении 50 лет люди начинали выполнять гораздо меньший объем работ по сравнению с другими. В 60 лет им полагалось освобождение от несения общественной трудовой повинности.

В доконфуцианском Китае забота о пожилых людях, вдовах и сиротах со стороны государства проявлялась в том, что оно старалось сильно не обременять этих граждан налогами и сборами. После Конфуция в законодательстве остались требования справедливого обложения налогами престарелых. Они освобождались также от общественных работ. Социально защищенными были в Китае и чиновники. Когда они уходили с госслужбы в отставку по старости, ранг их не понижался.

Заботиться и поддерживать неспособных к труду были обязаны члены их семей (как правило, дети и близкие родственники). Этого требовало законодательство. К пожилым людям относились уважительно. Другое отношение осуждалось и пресекалось.

Организацией специальных домов, функцией которых была забота о стариках, впервые стали заниматься в странах Древнего Востока.

В Европейских государствах в начале эпохи о престарелых людях государство практически не заботилось. Со временем оно взяло на себя обязанность поддерживать нетрудоспособных граждан. Первым документом, провозглашающим государство ответственным за заботу о слабых и бедных стариках, был принятый в Англии в 1601 году закон.

В конце XVII и в XVIII вв. дома для пожилых людей и больницы начинают отделяться друг от друга. Появляются попытки обосновать с научной точки зрения необходимость заботы в материальном выражении в виде выплаты из казны государства пенсии по старости.

Во второй половине XIX в. завершается формирование геронтологии как отдельной науки, ученые начинают глубоко исследовать демографию, вести статистику, в том числе и по пожилым людям.

Примерно в это же время государство начинает в действительности проявлять заботу о тех, кто не способен к труду. В 1880-е годы в Германии Отто фон Бисмарком была реализована программа социального страхования, отличающаяся последовательностью. Она была одна из лучших в XIX столетии.

Начинает зарождаться корпоративная социальная ответственность. Но выплачивать пособия по старости, а также страховать от безработицы могли далеко не все. Такие социальные гарантии обеспечивали лишь крупные организации.

Хоть в XIX в. и осуществляли деятельность благотворительные фонды, а рабочим выплачивали небольшие пенсии, старость для них все еще оставалась настоящей катастрофой.

Постепенно забота о пожилых людях перестала быть функцией лишь благотворительных организаций. Ее возложили и на общество. Однако полностью «реабилитировали» старость лишь во второй половине XX века. Сейчас этот период в жизни человека не является худшим.

Понятие старости претерпело изменения. Наступление ее определяют не по потере трудоспособности, а по достижению человеком определенного возраста, закрепленного в законодательстве. Перейдя этот возрастной порог, он получает право на пенсионное обеспечение.

В Соединенных Штатах и других развитых странах употребление термина «пожилой» становится все более неуместным. Его заменяют выражениями «третий возраст» и «золотой возраст».

Сейчас люди пенсионного возраста отлично выглядят, ухоженны, сами ездят за рулем и летают в путешествия. Существуют различные клубы для тех, кто достиг «третьего возраста».

Проблема заботы о гражданах «золотого возраста» широко освещается в СМИ и на телевидении. Для пожилых людей выпускают специализированные журналы и телепередачи.

Все чаще и глубже исследуются различные социальные проблемы старости – от творческих способностей пожилых людей до темы секса в «третьем возрасте».

В настоящее время на Западе наметилась тенденция к исчезновению понятия старости как такового. Теперь пожилых людей определяют как граждан «в солидном» возрасте, которые еще полны сил, отлично выглядят и являются активными.

Формы заботы о пожилых людях в различные периоды истории Российского государства

Забота о пожилых людях

Людей в старости на протяжении человеческой истории поддерживали в различных формах.

С помощью метода исторического анализа было выявлено, как зарождался и развивался институт социальной защиты пожилых людей в нашей стране. Ученые считают, что становление его и развитие в России происходило поэтапно.

Первый этап

На этом этапе только зарождались механизмы социального обеспечения и заботы о пожилых людях в древних общинах славян. Формирование праформ социальной помощи престарелым началось именно у древних славян. В то время незащищенные слои общества поддерживали, основываясь на принятых в общине правилах поведения и ценностях. Начинали появляться групповые формы помощи тем, кто в ней нуждается, – старикам, вдовам и детям.

  • Нетрудоспособным, больным старцам помощь предоставляли всей общиной, забота осуществлялась всем миром: они кормились то в одном, то в другом доме. Если пожилой человек был одиноким, на него «оформляли» опекунство. Назначенный опекун был обязан кормить старика.
  • В обязанность членов общины входила помощь одиноким старцам, ослабленным еще и болезнями. Соседи не только заботились о них, но и брали на себя растопку печи, уход за скотом. Такая форма помощи получила название «наряды миром».

Таким образом, в древние времена у славян наблюдалось зарождение основ социальной заботы и призрения пожилых людей, которые впоследствии были использованы и в христианской модели помощи и поддержки старикам и детям.

Второй этап

С Х в. на Руси началось разрушение родоплеменных отношений. Культурно-историческая ситуация изменилась, что повлекло за собой необходимость разработки других форм поддержки стариков и заботы о них.

В России было много монастырей и крупных храмов, и при каждом из них обязательно была больница, богадельня или приют. Они давали кров недееспособным гражданам преклонного возраста, нищим, слепым, больным. Монастыри кормили их и предоставляли 1/10 часть земель.

Временем появления на Руси первого богоугодного заведения, где могли поселиться нищие и старики, считается начало ХVI в. Оно было создано в Переяславском Троицком монастыре. Позже этот опыт посчитал нужным Петр I и издал специальный указ, предписывающий строительство монастырями богаделен.

Однако заботу, уход за пожилыми людьми осуществляли на Руси не только церкви и отдельные князья. Простолюдины тоже помогали и поддерживали друг друга, в первую очередь престарелых людей и детей.

В городских поселениях обессиленных и больных стариков могли приютить «убоги и божьи дома». Строились и другие закрытые заведения социальной направленности.

Начало XVI века ознаменовалось повышением интереса государства к проблеме социальной защиты нуждающихся. Теперь заботой о пожилых и благотворительностью занимались не только обычные люди. При Иване Грозном стали вести учет тех, кто нуждался в помощи – престарелых, больных, нищих. Для них строили специальные богадельни и больницы. Там они жили, о них заботились, предоставляя необходимый уход.

В 70-е гг. XVII в. в Москве насчитывалось более 8 довольно больших богаделен-больниц. Они заботились о 412 нуждающихся. Кроме того, практически при каждой церкви были менее масштабные заведения для престарелых.

Третий этап

Временные рамки этого этапа – с начала XVII до реформы 1861 г. Он характеризовался становлением форм государственной помощи пожилым людям, открытием первых социальных учреждений.

Большой вклад в решение проблемы социальной защиты нуждающихся внес великий реформатор Петр I. В годы его правления была сформирована система помощи незащищенным слоям населения на государственном уровне. Нуждающихся стали разделять на категории, началась борьба с социальными пороками (теперь старались предупредить их появление). Благотворительная деятельность частных лиц стала регулироваться. Все эти новшества были закреплены в законах.

При Петре I заботу о стариках, детях и сиротах начали проявлять на государственном уровне. Престарелые, обессиленные, нищие и больные находили приют в домах Святейшего патриарха (1701 г.) и Московских богадельнях (1710 г.).

В 1775 году вышло Положение о губерниях. С этого времени началось активное строительство богаделен для пожилых людей всех сословий.

Третий этап охарактеризовался развитием определенной социальной политики и изданием законов в этой области, формированием системы защиты престарелых и нуждающихся. Функцию призрения берет на себя государство, а церковь начинает играть в жизни людей другую роль. Создаются специальные государственные институты, цель которых – реализация политики в области социального обеспечения и защиты нуждающихся категорий граждан.

Четвертый этап

Длился в период с 60-х годов XIX века до начала XX века. Механизмы социальной защиты за это время значительно усовершенствовались:

  • помощь пожилым людям стала более организованной, поскольку была создана разветвленная сеть учреждений, деятельность которых координировалась;
  • государство брало под свою защиту все больше категорий граждан: одиноких стариков, граждан с инвалидностью, детей, оставшихся без попечения родителей, беспризорников, нищих, детей-инвалидов, с задержкой развития, детей-мигрантов и др.;
  • начали открываться богадельни и приюты для выходцев из низших сословий, а также яслей-приютов и народных школ для их детей.

Заботу о немощных стариках полностью обеспечивало общество. Строительство богаделен финансировали как частные лица, так и государство. Средства выделялись Приказами общественного призрения и направлялись на организацию помощи пожилым и убогим людям всех сословий.

К концу XIX в. в стране функционировали сотни богаделен. В них находили приют все престарелые и нетрудоспособные граждане, которые не могли сами себя обеспечить и о которых больше некому было заботиться. При этом принадлежность к тому или другому сословию не имела значения. Были богадельни, которые принимали только тех, кто постоянно проживал в городе, а в пределах прихода – не менее полугода.

К концу XIX в. система государственной социальной помощи пожилым людям в России представляла собой обширную сеть благотворительных обществ и учреждений. В этот период также начала появляться профессиональная помощь, стали готовить специальные кадры. Для этого организовывались курсы профессиональной подготовки специалистов для социальных служб.

Начало ХХ в. в нашей стране ознаменовалось активным развитием системы различных социальных служб. Количество организаций, занимавшихся благотворительной деятельностью, в 1902 году составляло 11 400. Люди становились все более убежденными в том, что забота и уход за пожилыми людьми крайне необходимы. К благотворительности относились положительно.

В конце XIX в. была создана сеть благотворительных организаций, осуществляющих призрение стариков, которая в дальнейшем получила развитие («Императорское человеколюбивое общество», «Общество попечения о неимущих и нуждающихся в защите стариках», «Благотворительное общество бедным» и др.).

В общем к началу ХХ века в России завершилось формирование трех основных направлений помощи пожилым людям:

  • защита со стороны государства;
  • земская общественная помощь;
  • благотворительная деятельность частных лиц на добровольной основе.

На этом этапе в решении вопроса организации государственного призрения доминировал общественный подход. Причины этого следующие:

  1. Церковь являлась значимым институтом общества и продолжала заботиться о престарелых и детях, однако непосредственно ведение деятельности по защите стариков и формирование социальной политики стали прерогативой общественных и общественно-государственных организаций.
  2. Государство же, в свою очередь, обеспечило на правовом и идеологическом уровне передачу функций заботы и ухода за нуждающимися категориями граждан и пожилыми людьми общественным, негосударственным организациям и тем, кто занимался частной благотворительностью, а также органам местного самоуправления – земствам.
  3. Частные благотворительные организации и меценаты постепенно стали очень грамотными в вопросах социальной защиты нуждающихся и являлись в определенном смысле исполнителями заказов государства, организовывая деятельность по призрению в широких масштабах.

Начало ХХ в. характеризовалось также совершенствованием механизмов социальной помощи старикам, развитием адресной помощи и формированием системы социального обеспечения.

Забота о пожилых людях

Формы заботы со стороны государства о людях преклонного возраста, возникшие в древние времена, с развитием человечества претерпевали изменения и улучшались. Но эти механизмы были ориентированы, как правило, на нищих и одиноких. На рубеже XX–XXI вв. им был дан новый импульс к развитию.

Подытожим: институт социальной защиты престарелых людей зародился еще в древние времена, у славян, поскольку пожилые люди и тогда являлись категорией, нуждающейся в заботе, уходе и особом внимании. Постепенно механизмы государственной помощи совершенствовались.

Забота о пожилых людях в домах престарелых: российский и зарубежный опыт

Забота о пожилых людях

Россия

В России существуют специальные пансионаты для пожилых людей, как частные, так и государственные. Многие думают, что пребывание в государственных оплачивать не нужно, однако это не так. Законом установлено за ними право забирать 75 % пособия по старости подопечного. На расходы ему остается ¼ пенсии. Предусмотрена компенсация государством расходов пансионата сверх изымаемой у престарелых суммы.

В государственном доме престарелых ежемесячно на одного человека тратят около 25 00 руб. Этой суммы достаточно, чтобы обеспечить:

  • проживание (койко-место);
  • 4-5 разовое питание;
  • медицинское обслуживание, плановые осмотры;
  • предметы первой необходимости (бытовая химия, постельное белье, нательная одежда);
  • гигиенический уход (стирка, глажка, стрижка).

Оказание других услуг осуществляется на платной основе. Часто государственные пансионаты финансируются не в полном объеме, поэтому необходимые лекарства приходится выкупать, а также оплачивать создание дополнительных удобств проживания.

Право на пребывание в государственном доме престарелых имеют не все категории граждан. В такие пансионаты принимают одиноких лиц с инвалидностью 1 и 2 группы и лежачих больных, а также тех, чьи родственники не могут организовать им должный уход, и на это имеются веские причины. Если одинокого пожилого человека селят в пансионат, то спустя полгода проживания его жилье переходит в собственность государства. Жить ему в случае отказа от услуг дома-интерната станет негде, поэтому он будет вынужден доживать свои дни в доме престарелых.

В частном пансионате может поселиться любой человек пенсионного возраста, способный платить за проживание. Размер ежемесячного взноса зависит от многих нюансов. Если человек здоров и может сам о себе позаботиться (стирать в прачечной, готовить на общей кухне), то стоимость его проживания будет относительно небольшой. Ведь помощь обслуживающего персонала ему практически не требуется.

Если же пенсионер болеет или даже не может самостоятельно передвигаться, то ему нужна постоянная забота и уход: гигиенические процедуры; массаж, чтобы не образовывались пролежни; возможно, специальное оборудование. В связи с этим за проживание и уход в таком случае придется платить больше.

Забота о пожилых людях

Франция

Во Франции пожилым людям государством обеспечивается должный уход на дому. В пакет бесплатных услуг включают медицинскую помощь по месту жительства, предоставление необходимого оборудования и лекарств. Если нужно, устанавливают функциональную кровать, специальную аппаратуру. Каждый день к больному приходит медсестра, каждый месяц – доктор. Бесплатно проводят необходимые исследования.

В перечень платных услуг включена уборка в квартире, приготовление еды, походы за покупками в магазины. Пенсионные выплаты во Франции достойные, поэтому оплата этих услуг не является обременительной для пожилых людей.

Если есть показания для постоянного проживания в доме-интернате, то при подборе места учитывают состояние пенсионера, а также уровень его финансового благополучия.

Пансионаты во Франции строят отдельно для богатых и бедных людей. Но даже те, у кого небольшой достаток, проживают в комфортных условиях. Просто количество постояльцев в одном помещении может составлять два человека. При неспособности пенсионера полностью оплачивать услуги интерната самостоятельно государство финансирует его проживание там.

Британия

В Англии организация ухода за пожилыми людьми в домах престарелых оставляет желать лучшего. Пансионатов в стране много, но условия проживания в них существенно различаются. Они отличные в домах для богатых и на порядок хуже для обычных пенсионеров. Хотя и в том и в другом случае комнаты рассчитаны на 1-2 человек, имеется свой санузел, предусмотрено полноценное питание и хороший уход.

Тем не менее нередки случаи гибели пожилых людей в таких учреждениях от голода, обезвоживания и инфекций. Люди не получают должного ухода, страдают пролежнями.

Германия

Система социальной защиты престарелых в Германии построена хорошо. Условия во всех пансионатах одинаковые, уровень дохода пенсионера значения не имеет. Комнаты рассчитаны на одного человека, в каждой имеется душ и туалет. Если есть возможность, человек частично оплачивает услуги пансионата сам, если нет – расходы на его содержание покрывают страховые выплаты.

Система страхования на случай необходимости в уходе функционирует в Германии с 1995 года. Она предполагает отчисление части своего дохода гражданами в фонд страхования. Выделяют три категории граждан, которым необходим уход. В зависимости от того, к какой человек относится, ему по достижении пенсионного возраста полагается выплата ежемесячного пособия определенного размера.

Оно меньше, если человек живет дома, и больше, если требуется уход в специализированном учреждении. Такую же выплату получают и пансионаты.

Сейчас в Германии катастрофически не хватает специалистов по работе с пожилыми людьми, тогда как число людей преклонного возраста в последнее время увеличивается.

США

В Соединенных Штатах проживание в домах-пансионатах платное, оно не финансируется государством. Есть интернаты различного уровня. Каждый выбирает подходящий ему исходя из своих финансовых возможностей. Для состоятельных граждан преклонного возраста есть дома престарелых с максимально комфортными условиями. Есть даже специальные поселения для пожилых людей, в которых они могут купить или снять дом, квартиру. Если человеку требуется особый уход, его обеспечат и будут оказывать все необходимые услуги.

При отсутствии возможности у пенсионера самостоятельно оплачивать проживание в доме-интернате выставляется на продажу все его имущество (на законных основаниях). Если вырученной суммы тоже недостаточно, его пребывание в учреждении оплачивает государство.

Даже в самых дешевых интернатах каждому пожилому человеку полагается отдельная комната небольшой площади с собственным санузлом и кухонным оборудованием. Обязательно предоставляются медицинские услуги и уход, хотя многие американские пенсионеры недовольны качеством этих услуг.

Япония

Очень долго в Японии доминировали патриархальные отношения, поэтому заботу о пожилых людях брали на себя их близкие родственники. Однако в настоящее время наблюдается старение населения. Число пенсионеров старше 100 лет составляет более 50 000 человек. С 2000 г. в стране Восходящего Солнца действует закон о страховании по уходу. С момента его принятия появилось очень много организаций, предлагающих свою заботу о людях преклонного возраста.

В Японии есть не только государственные пансионаты для пожилых людей, но и частные.

Условия проживания в государственных домах для престарелых очень хорошие, необходимые услуги оказываются должным образом, поэтому многие пенсионеры стараются устроиться именно в такие учреждения.

Они предоставляют отдельную комнату с душем и туалетом, оборудованную всем необходимым для организации должного ухода.

Частные учреждения для проживания пожилых людей, как правило, роскошные. Однако стоимость пребывания в них очень высокая. В настоящее время также нередко строят пансионаты вдали от населенных пунктов. Условия проживания в них и качество заботы и оказываемых там услуг вызывают сомнения. Это больной вопрос для граждан Японии, в прессе часто говорится о необходимости проверять, насколько качественный в пансионатах обеспечивается уход за пожилыми людьми.

Возврат к списку